Лицейский период 1811 по 1817 гг.
В начале жизни школу помню я;
Там нас, детей беспечных, было много;
Неровная и резвая семья…
А.С. Пушкин
«В начале жизни школу помню я…» (1830)
Лето 1811 года. Высший свет обсуждает и ждет с нетерпением открытия нового учебного заведения. Александр I задумал его как элитное учебное заведение, в котором будут учиться дети дворян. Программа обучения была сложной, но интересной и увлекательной. Лицеистам предстояло изучить множество наук. В учебное заведение пригласили лучших преподавателей, в том числе и профессора нравственных наук А.П.Куницына.
Именно под его влиянием сформируются вольнолюбивые, и даже тираноборческие взгляды поэта.
Юный Александр Пушкин, волнуясь и трепеща, прибывает в Царское Село в сопровождении своего дяди Василия Львовича. Мальчик тщательно готовится к поступлению, и когда ему сообщают, что он принят, восторгу его нет конца. 19 октября 1811 года он становится лицеистом. Вступительный экзамен он держал вместе с Дельвигом. По случаю, торжественного открытия лицея, устроили большой праздник, на котором присутствовала царская семья.
Девиз Царскосельского лицея: "Для общей пользы" объединил наставников и их воспитанников. В здании дворцового флигеля Екатерининского дворца витал дух — "лицейской республики". Ученики лицея представляли элиту Российской империи, но не столько по происхождению, сколько по претворению в жизнь принципов беззаветного служения Отечеству.
Учили тут, "не затемняя ума детей пространными изъяснениями, а возбуждая собственное его действие". Особым пунктом устава был запрет на телесные наказания, которые были распространены в то время в школах России. Царскосельский лицей стал статусным учебным заведением и тем самым выгодно отличался от других частных пансионов, особенно, военных школ.
Программу обучения разрабатывал Михаил Сперанский, выдающийся реформатор. Акцент был сделан на дисциплинах гуманитарных и правовых. Среди предметов значились Закон Божий, этика, логика, правоведение, отдельным направлением были риторика и словесность – русская, французская, латинская и немецкая. Точные науки были представлены математическими началами, физикой и космографией, статистикой. Большое внимание уделялось гимнастике и изящным искусствам – лицеисты ежедневно занимались чистописанием, рисовали, учились танцевать и фехтовать, из спортивных дисциплин преподавали верховую езду и плавание.
Распорядок дня в лицее:
Подъем в шесть утра, воспитанники отправлялись на утреннюю молитву. с 7 до 9 часов проходили первые уроки. После этого был чай, за ним – прогулка. В 10 часов возвращались в учебный класс – до полудня. С двенадцати до часу дня лицеисты вновь отправлялись гулять, возвращаясь уже к обеду. Послеобеденное время посвящали занятиям чистописанием и рисованием – до трех часов, затем до пяти вечера занимались другими уроками. Затем шли пить чай и снова на прогулку – до шести часов, и вечернее время до ужина посвящали повторению уроков, посещению библиотеки. Ужин начинался в 20.30, за ним следовало свободное время, а в 22 часа ученики отправлялись на вечернюю молитву и спать.
Для самого Александра Сергеевича годы учебы в Царском Селе это, прежде всего - друзья. И до конца жизни, каждый год на годовщину лицея он будет писать стихотворения – главной темой которых будет дружба.
… На время улети в лицейский уголок
Всесильной, сладостной мечтою.
Ты вспомни быстрые минуты первых дней,
Неволю мирную, шесть лет соединенья,
Печали, радости, мечты души твоей,
Размолвки дружества и сладость примиренья, -
Что было и не будет вновь…
А.С. Пушкин, 1817