Болдинская осень 1830 год
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса…
А.С. Пушкин, «Осень», 1833
Весной после долгих переговоров было официально объявлено о помолвке поэта и Натальи Николаевны Гончаровой. Чтобы решить материальные проблемы и вступить в права наследования, Александру Пушкину надо было уехать из Москвы в нижегородское имение Большое Болдино.
В это время в Москве началась страшная эпидемия холеры, и город был закрыт на строгий карантин. Для уменьшения темпов распространения смертоносного заболевания на всех выездах и въездах в Москву были выставлены заграждения и охранные посты. Александр Сергеевич Пушкин был вынужден остаться в Болдино почти на три месяца до декабря 1830 года.
Осень всегда была любимым временем года известного Александра Сергеевича.
Он решает взяться за перо и за три месяца создаёт невероятное количество прекрасных произведений.
И мысли в голове волнуются в отваге,
И рифмы легкие навстречу им бегут,
И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,
Минута — и стихи свободно потекут…
А.С. Пушкин, «Осень», 1833
Пушкинская лирика болдинского периода выделяется особой чувственностью и эмоциональностью. Всего автор написал более тридцати лирических произведений, самыми известными из которых стали «Элегия», «Бесы», «Заклинание», «Прощание» и «Для берегов».
Сельское затворничество позволило Александру Сергеевичу закончить роман в стихах «Евгений Онегин», над которым работал на протяжении многих лет. Это произведение не зря называют «энциклопедией русской жизни», ведь Пушкину удалось с неподражаемой точностью воспроизвести действительность начала XIX века. Помимо «Евгения Онегина», поэт написал ещё один текст лиро-эпического жанра – поэму «Цыганы».
Здесь появились знаменитые «Повести Белкина». Цикл включает в себя произведения, которые можно отнести практически ко всем популярным в то время литературным направлениям и жанрам: сентиментализм («Метель»), реализм («Выстрел», «Станционный смотритель»), водевиль («Барышня-крестьянка»), готическая повесть («Гробовщик»).
Пушкин пробует себя и в новом жанре драматургии. Литератор пишет цикл «Маленькие трагедии». В «Скупом рыцаре» в центре внимания находится скупость, в «Каменном госте» — любовная страсть, а в «Моцарте и Сальери» — зависть. Особое место занимает пьеса «Пир во время чумы». Эта трагедия завершает цикл и обобщает его основные идеи. Эпидемия заставляет и праведников, и грешников взглянуть в глаза смерти и понять, что на самом деле имеет значение в этой жизни.